"Просвіта" Херсонщини - Нариси з історії Бериславщини. Вип. 4 -34 - Мовою архівних документів
Вітаємо Вас, Гість!
Неділя, 11.12.2016, 02:18
Головна | Реєстрація | Вхід | RSS

Меню сайту

Категорії розділу

ДІЯЛЬНІСТЬ "ПРОСВІТИ" [5]
НОВИНИ ВИДАВНИЦТВА [18]
Що відбувається у херсонській філії видавництва "Просвіта". Анонси нових книжок.
ОНОВЛЕННЯ ПОРТАЛУ [7]
КОНКУРСИ, ФЕСТИВАЛІ... [22]
Увага! Важлива інформація для творчих людей.
ІНШІ НОВИНИ [8]

Наше опитування

Ваші відповіді допоможуть нам покращити сайт.
Дякуємо!

Чи потрібний на порталі розділ "Вільна публікація"?
Всього відповідей: 14

Висловити власну думку з приводу того чи іншого опитування Ви можете на нашому форумі.

Теги

...і про погоду:

Погода від Метеонова по Херсону

Архів записів

Календар

«  Грудень 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Форма входу

Пошук

Пошукаємо...

Важливо!

У Херсоні!

Оперативна поліграфія у Херсоні. Бланки, листівки. Друк книг. Різографія, тиражування

Нова фраза

Цікава фраза з сайту
"Нові сучасні афоризми"

...

Наш портал:

,
у
<Vox.com.ua> Портал українця

Цифри:
PR-CY.ru
За якістю - золотий:

Статистика


Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0


Херсонский ТОП
free counters



Нариси з історії Бериславщини. Вип. 4 -34 - Мовою архівних документів

1 << 2 << 3 << ... 31 << 32 << 33 << Читати спочатку

МОВОЮ АРХІВНИХ ДОКУМЕНТІВ


Нижче без жодних коментарів подано кілька матеріалів з фондів Херсонського держархіву, які стосуються діяльності освітніх закладів Бериславщини у тяжкі 20-і роки. Думається, вони будуть цікавими для розуміння тієї соціальної ситуації, у якій опинилась школа у перші роки більшовицької влади. Мова оригіналів збережена.

* * * * *
Выписка
Из протокола общего собрания союза Работпрос, состоявшегося 24 сентября 1922г.
… 5.Союз Работпрос, обсудив материальное положение школьных работников, констатирует, что в течение последних лет учительство было поставлено в крайне тяжелое материальное положение, вследствие систематической невыплаты жалованья.
Наступает новый учебный год, а материальное положение учителей нетолько не улучшилось, но стало катастрофичным, т.к. опять Унаробраз отказал в выплате жалованья за истекшие месяцы, которые являются для учителя единственным источником заработка.
Абсолютная необеспеченность учителя и неуверенность в нормальном получении содержания в будущем создают условия, при которых невозможна сколько нибудь продуктивная педагогическая работа, требующая от учителя крайнего напряжения энергии и колоссальной затраты сил.
Ввиду этого Союз просит Бериславский Ревком, в интересах дела просвещения, обсудить этот вопрос в самом непродолжительном времени и вынести такое решение, которое поставило бы учительство в нормальное материальное положение и дало бы возможность ему приступить к выполнению возложенных на него задач, а иначе возобновление школьных занятий невозможно, т.к. голодный учитель не работник.
Вместе с сим Союз просит возбудить ходатайство перед Уревкомом о воздействии на Унаробраз в вопросе выплаты учительству жалованья за истекшие месяцы, а именно: за ноябрь и декабрь 1920 г., за апрель, май, июнь, июль 1921 г., за февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август 1922 г., а также пригласить правление Союза и уполномоченного Профсоюза на заседание Ревкома, в котором будет обсуждаться настоящая просьба Союза.
С подлинным верно. Секретарь (підпис)

* * * * *
15 ноября 1923 г. № 591 Бериславскому райисполкому
На Ваше отношение за № 5517 от 12/ХІ/ с/г Сельсовет сообщает, что при Отрадо-Каменском районе зерно школьного фонда роздано в уплату жалованья учительскому персоналу...

Председатель /підпис/
Секретарь /підпис/

* * * * *
9.11.1923 Предрика — всем сельсоветам:
“райисполкомом выплачивается жалование учительскому персоналу за октябрь м-ц натурой имеющих в сельсоветах, как-то школьные фонды и др. все эти продукты разбросаны по всему району в такой мере, что выплата без перевоза с одного места в другое не представляется возможной. Необходимо убедить крестьян, чтобы они перевезли эти продукты совершенно бесплатно, постолько учительство не может платить они не могут из своего жалованья. Поведите работу так в этой области, что бы не было никакого тормоза в выплате жалованья.
/підпис/

* * * * *
мая 16 дня 1923 Бериславскому Райнаробразу
Ставимо в известность, что в колонии Новый Берислав имеется случай преподавания еврейского языка незарегистрированным гражд. Хенкиным Абрамом Гершевичем. Прошу ваших распоряжений по этому вопросу.

Председатель /підпис/
Секретарь /підпис/

* * * * *
Отчет о детском празднике 1-го июня
в д.Николаевке Бериславской вол.
Распоряжение об устройстве праздника было получено 28-го мая и 29 дети приступили к устройству последнего. Был сделан флаг и плакат с надписью: “В знании счастье”. Накануне праздника школьное здание было украшено зеленью и цветами. Готовились к празднику только 5 задержавшихся до этого времени в школе учеников и посещавших ее, остальные не могли принять в этом участия, так как оставили задолго до этого школу и работали в поле. На праздник явилось 26 детей, из которых только 11 учащихся. Из представителей власти были: Уполномоченный Отрадо-Каменского Сельсовета и представитель Николаевского К.Н.С.1 После пения “Интернационала” завшколы приветствовала собравшихся, выяснив им значение этого праздника. После сделанного завшколы доклада о деятельности школы, Уполномоченный Сельсовета приветствовал школу и выразил пожелание успешности в ее работе в будущем, обещая облегчить ее своим содействием и уничтожить тормозившие ее неблагоприятные условия. Затем детьми были прочитаны стихотворения и басни: “Все люди братья”, “Птичка на воле”, “Майское утро”, “Приглашение в школу”, “Орел и пчела” и “Мартышка и очки”. После заключительного приветствия завшколы, Комитетом “Ара”2 детям был предложен завтрак (какао с сладким хлебом), после которого было устроено шествие по селу. Во время шествия дети пели украинские песни. Число детей во время шествия увеличилось, так как к нему примкнули дети сторожившие избы. Шествие направлено было в фруктовий сад б.Фальц Фейна, где детям было разрешено полакомиться первыми черешнями и были устроены игры. Из сада дети с песнями направились к реке купаться, после чего с пением же разошлись по домам.

4 июня 1923 г. Завшколы /підпис/ Рогова

1КНС — Комітет незаможних селян.
2 АРА — Американська організація допомоги — створена у США, надавала допомогу радянським Україні та Росії під час голодомору 1921-23 рр.

* * * * *
АКТ № 1 Копия
ноября 19 дня 1923 года пос. Отрадо-Каменка.
Настоящий акт составлен на основании распоряжения Бериславского Райисполкома за № 5538 от 12/ХІ с/г обязательном преподавании по параграфу а,б порядковым 2,3 инструкция за № 595, относительно Украинизации школ. Присутствует избраннная сельсоветом по поверке школ комиссия в составе Пред КНС тов. Ревы, члена сельсовета тов. Бакановского, члена школьного совета тов. Харченко. При чем вышеуказанная комиссия прослушала уроки преподавания в Отрадо-Каменской трудшколе: урок преподает тов. Задорожняя ІІ-ІІІ группе, украинского чтения — рассказов и арифметика на украинском языке. Нашли, что в школе пос. Отрадо-Каменка занятия происходят действительно на украинском языке. Уроков в течение дня преподается 4, часов занятий производится 4. О чем постановили записать в настоящий акт.
Настоящий акт прослушала в правильности его составления расписалась Задорожняя.

Подпись комиссии /підписи/
Секретарь: /підпис/

* * * * *

30.08.1923 Бериславському райисполкому

Во исполнение В/предписания от 20/VIII с.г. за № 3948, НовоТягинский сельсовет сообщает, что антисоветской литературы в школьных библиотеках не имеется.

Председатель /підпис/
Секретарь /підпис/

* * * * *
Отчет Бериславской Забалковской труд. школы № 2 за 1922/23 год.
Школа помещается в специально приспособленном помещении; она обслуживает район Забалку и Слободку. Здание рассчитано на 200 душ детей, имеет 3 классные комнаты, 2 коридора, из которых один теплый, учительскую. Здание школы повреждено снарядами и потому занятия происходили в холодное время в одной классной комнате и учительской, но и эти комнаты без соответствующего ремонта не могут быть хорошо отоплены.
Воспитателей в школе 4: заведующий школой З.К.Авчинников занимается с IV группой, Я.К.Станишевский — ІІ гр., П.Я.Авчинникова с ІІІ гр., Н.Л.Горбатова — І гр. Школьников в начале года состояло 142 души, в январе по причинам экономического характера число школьников упало до 109 и в настоящее время их 69, в том числе по группам: I — 25, ІІ — 14, ІІІ — 18, в IV — 12 душ, по социальному положению: бедняков — 51-73%, середняков 16-24% и имущих 2-3%, из которых сирот — 7, полусирот — 24, имеющих родителей — 38, из них мальчиков 32, девочек 37.
Из указанных данных школа является вполне пролетарской, и в периоды наиболее голодного времени число посещающих школу детей понижалось, так как дети плохо обеспечены одеждой и обувью. Занятия в школе производятся со второй половины сентября до настоящего времени.
Вполне неудовлетворительное состояние школьного здания, когда работать приходилось в одной холодной классной комнате и в крошечной учительской, слабом состоянии здоровья школьников, организмы которых были подорваны еще в голодный год, отсутствии письменных принадлежностей и пособий, индифферентизм к школе родителей, озабоченных добыванием насущного куска хлеба, не смотря на самое добросовестное отношение к делу воспитателей — сильно отразились на педагогической работе: применение комплексного метода, введение трудового начала — встречали почти неодолимые препятствия в работе. Деление школьников на группы происходило по их силам и не может вполне соответствовать официальному делению. С наступлением тепла, когда стало возможным использовать еще одну классную комнату, дела школы улучшились, но это время уходило на ликвидацию дефектов, допущеных зимой. Самое лучшее время для школы в отношении продуктивности наступило с перенесением школьной работы за стены школы. В результате этой работы, сблизившей детей с воспитателями определилась степень подготовленности детей к приходу в высшие группы; причины по которым не все дети могут быть переведены следующие: позднее поступление в школу, значительные перерывы в посещении школы и др. причины. Для занятий с детьми неуспевавшими отведено по 2 часа ежедневно.
Главнейшие дефекты школы — неблагоустроенность школьного здания, требующего основательного ремонта и экономическая необеспеченность родителей. Первая причина будет устранена — ремонт школы это вопрос о ней, а нужды школы покроются специально для школы произведенным посевом хлеба в количестве 3-х десятин. Хорошее состояние посевов выводит из тяжелого положения и родителей.
Воспитатели школы, удовлетворяемые за свой труд государством регулярно, стряхивают с себя кошмар прошлого года и проявляют значительный интерес к школе в ее новом направлении — в этом залог благополучия детей — будущих работников государства.

Зав.школой /підпис/ З.Авчинников

* * * * *

Выписка из книги Протокола общего собрания членов КНС пос. Тараса Шевченко, состоявшегося 23 мая 1923 г.
Слушали: об учителе поселка Раковского т. Зеленкевиче Л., который не соответствует своему назначению как неблагонадежный элемент.
Постановили: Учитывая, что детям нужно пролетарское воспитание и развитие идей коммунизма, для чего нужно детей воспитывать в революционном духе. Но учитель Зеленкевич, как сторонник старого отжившего строя и вдобавок не благонадежный елемент и во время Врангелевского наступления находился на занятой територии Врангелем и в данное время, не имея документов, доказывающих непричастие и участие в рядах белогвардейщины, организация сельКНС просит учителя Зеленкевича заменить на 1923-24 учебный год другим учителем, каковой бы воспитывал наших детей в духе идей пролетариата и компартии, а не набивал бы нашим детям в головы не нужное и отжившее. Посему еще раз организация стала на страже интересов пролетариата и на страже духовного развития нашего потомства “молодежи” просить т. Зеленкевича снять с должности и назначить другого.

Следуют надлежащие подписи
С подленным верно:
Секретарь Л. Золотарева

Примітка упорядника: (16 липня Зеленкевич був звільнений з роботи учителя).

Читати далі >> 35 >> 36 >> 37 ... >> 58 >> 59 >> 60